В феврале выдалась продуктивная архитектурная прогулка по городу. Чёрт побери, столько лет проходить мимо и не сфотографировать – это не патриотично для горожанина. В этой записи будем разбирать чисто советский патриотизм, который улетучился вместе с СССР. Вместо героического и трудового патриотизма появился казённый патриотизм, то есть вообще без идеологии.
Я помню эту стену с 90-ых годов прошлого века, когда стал впервые подниматься с Набережной к проспекту Ленина, будь то на футбол или по иным делам.
Аврора! Вспоминаю своё посещение легендарного корабля в 2004 г. в СПб. В общем, мне тогда понравилось. Деревянный, вылизанный матросами пол стального корабля дарил приятные ощущения от каждой поступи. Солнце заглядывало в иллюминатор музея, где правда было душно. На верхней палубе больше всего заинтересовался пушкой. Вот бы из неё пальнуть!
Связь Брянска с революционным Петроградом весьма условная, но советской власти нужно было подчеркнуть сопричастность провинциального города, проспавшего Октябрьскую революцию.
Боевые подвиги закончатся после 1945 г., но вспоминать о них будут и 70 лет спустя. Трудовые подвиги закончатся в конце нулевых, когда ликеро-водочный магазин окончательно проиграет конкуренцию сетевой рознице и общероссийским маркам в низком и среднем ценовом сегментах. Популярные марки у обывателей уйдут в тень: «Брянская Партизанская» станет водкой «Партизан» (последняя, которую широко рекламировали), настойки «Лимонная» и «Рябиновая» сохранят названия, но исчезнут с большинства прилавков, также как «Отчий дом», «Снежеть» и «Брянск Люкс». От водки «Тютчёвъ» не останется упоминаний, хотя она считалась водкой класса-люкс. Брянскспиртпром сконцентрируется на собственной рознице («Гранпью») и дистрибуции других алкогольных марок, а также импорте.
В оформлении надписи ярко выражен традиционный соцреализм. Монументализм на века. С 1979 г. на главном спуске города ничего не изменится, кроме появления гранитных ступенек к 1000-летию города в 1981 г., да советские скамейки недавно обновили.
Тыльная сторона стены радует надписями: «ТРЕЗВЫЙ ИЛИ МЕРТВЫЙ» (так пишут национал ориентированные патриоты и любители ЗОЖ), «Русь» (патриоты), «F.C.D.B.», (Football Club Dynamo Bryansk), «МАЛЫШИ!» (теряюсь в догадках).
Ещё один бывший фирменный магазин «Брянская водка» в конце той же стены.

Здесь, чуть ниже с весны по осень в 90-ые и 2000-ые раньше кучковались редкие художники, музыканты из колледжа культуры и просто торговцы различными поделками, да бабушки с семечками. Лестница заполнялась прохожими только в матчи ФК Динамо Брянск, когда болельщики с Володарского и Фокинского районов поднимались на матч или спускались, чтобы уехать домой.
А вот и старое здание Брянскспиртпрома, с которого и стоило начинать. Особая, гордая дореволюционная стать. Здание административно-промышленной архитектуры не лишено архитектурных изысков.
В этом вспомогательном домике меня привлекли ажурные кованные решётки и каменные башенки между дверью. Такие башенки иногда пока можно встретить в провинциальных городах и районных центрах, да некоторых селах.
На этом закончу первую часть цикла, посвященного городской архитектуре на изломе разных эпох. «Брянскспиртпром» – редкое промышленное предприятие города, так не похожее на все остальные. Символично, что им стал завод по производству алкоголя. Мир грёз наяву в героической оболочке прошлого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий