Редкий случай, когда название села полностью отражает его суть и понятно без поисков дополнительной информации. Попав в Лужки, заезжий гость подумает, что перед ним ничем не примечательное село и ошибётся.
Село Лужки находится в Стародубском районе Брянской области всего в 4 км от границы с Украиной. Есть, конечно, у нас сёла, которые вплотную граничат с соседями и всё это достаточно долго не имело никакого значения, пока СССР не распался. До Стародуба – 22 км, а до соседнего Воронка, который является административным центром поселения – 8 км.
Сейчас здесь проживает около 430 человек, а может уже и меньше. Село основано как слобода старообрядцами в 1700 г., хотя встречаются упоминания от 1687 г. Впоследствии слобода Залужье станет посадом Лужки. Посад расширялся и богател. Здесь занимались ремеслами, возвели заводы. В посаде появилось почтовое отделение и земская школа. Пик численности населения придётся на 1901 г., когда насчитали 6150 жителей.
Впрочем, беглопоповцы не вели метрических книг, несмотря на предписание императора Александра I от 1822 г. и эти данные могут быть не вполне точными. Лужки являлись центром беглопоповцев. Любопытно, что впоследствии их следы найдутся на Урале, на Дону, в Гуслицах (Московская область) и в Молдавии. Сейчас практически ничего из этого не осталось.
Впрочем, беглопоповцы не вели метрических книг, несмотря на предписание императора Александра I от 1822 г. и эти данные могут быть не вполне точными. Лужки являлись центром беглопоповцев. Любопытно, что впоследствии их следы найдутся на Урале, на Дону, в Гуслицах (Московская область) и в Молдавии. Сейчас практически ничего из этого не осталось.
Советская власть оставила в наследство колхозы и названия улиц, впрочем также подарив клуб и библиотеку.

Судя по данным «АСПА Россия-Беларусь», почва села затронута заражением цезием-137 после аварии на ЧАЭС в 1986 г. Тоже самое характерно для других сёл поблизости: Воронка, Солова, Елионки. По прогнозу, ситуация здесь не изменится до 2056 г. Это очень важно, потому что люди употребляют в пищу продукты с огородов, лесные ягоды и грибы, рыбу. Впрочем, этим даже не брезгуют в более зараженных районах: Новозыбковском, Злынковском, Красногорским, Климовском и т.д.
После событий в Крыму и в Донбассе, обстановка на границе стала нервной. Несмотря на то, что из Лужков нет прямой автодороги до Украины (она проходит через Воронок), люди здесь с недоверием отнеслись к приезжим. Это можно списать на традиционную для всех селян привычку общаться с узким кругом лиц. Так вот, когда я фотографировал дома на Советской улице, две шедшие навстречу мне женщины сказали, что снимать дома запрещено. Я ответил, что фотографирую на абсолютно законных основаниях и не нарушаю никаких правил в отношении частной собственности, да и никаких секретных объектов здесь нет. Одна тётка не унималась:
– У нас здесь граница рядом – в 4 км! Может вы шпион?! Позвоню пограничникам.
– Звоните. Я из Брянска. Могу паспорт показать, – ответил спокойно, с улыбкой на лице.
В общем, паранойя и пропаганда на ТВ довела жителей некогда братских народов до истерики. Объяснять тёткам за 40 лет, что их дома спокойно просматриваются со спутника и доступны любому смертному на снимках как в зарубежных Google Maps, Bing Maps, так и в русских Яндек Картах мне не хотелось. Нельзя быть деревенщиной и невеждой в XXI в.
Первым мне попался местный магазин. Велосипед у окна сразу навеял сельскую идиллию.
Мы остановились у молельного дома, приспособленного для службы. Как нам рассказали, здесь ранее находился бар или магазин, но местный предприниматель решил отдать дом под нужды верующих, чтобы село продолжало жить, а не спиваться. Благое дело.
Здесь молится община старообрядцев, которых духовно окормляет отец Александр из Русской Древлеправославной Церкви. Нас приняли радушно. На службу пришло много людей, в том числе мужского пола, чему я сильно удивился. Среди прихожан есть дети, а значит не всё так уж плохо.
Сначала я побывал внутри, а затем прошёлся по улицам, дабы получше изучить для себя село.
Естественно, я отправился с фотоаппаратом в руках и не удержался от фотографирования наиболее примечательных зданий. По традиции, главная достопримечательность села –монумент погибшим воинам в Великой Отечественной Войне.
Пруд заброшен, отчего заболотился и пересыхает. Речки поблизости нет.
Неподалёку от пруда и монумента на лужке пасётся белая лошадь.
Домик, в котором находится отделение Почты России. Руководство брянского почтамта наверняка никогда здесь не бывало и понятия не имеет, что творится у них в отдалённых сёлах. Руководители стародубского районного подразделения по всей видимости знают, но не обращает внимания. А ведь могли бы по крайней мере отремонтировать домик, да покрасить.
Таксофон вроде в рабочем состоянии, но дорога к нему заросла. Верней, столб втолкнули в землю на обочину. Мобильная связь вполне хорошо работает, но госпрограмма сказала надо. Понятия не имею, как по нему можно позвонить без оплаты, кроме экстренных служб.
Здание местной администрации несколько лет назад пережило ремонт с использованием сайдинга, но вот плитка на ступеньках уже успела отвалиться.
Заброшенные магазин и склад. Дорога не в лучшем состоянии.
Рабочий магазин товаров повседневного спроса не имеет собственного названия и возвращает в славные традиции 90-ых годов прошлого века, а то и вообще в Советский Союз.
В Лужках сохранились прекрасные постройки, а не только рациональные прямоугольные кирпичные коробки. Никто сейчас не будет возводить над воротами каменную ограду, будто подкова прикрывает въезд для повозки. Кирпичик к кирпичику – дом строили с душой и на века.
Деревянное видение прекрасного. Здесь типовой рисунок декора на своём месте.
Ещё один прекрасный домик. Целых пять окон выходит на улицу! Попробуй протопить его. Под высоким фундаментом вполне мог находиться склад (амбар) или подвал. В деревнях всегда легко опознать, какой дом является заброшенным или в нём проживают старики. Как правило территория вокруг дома и подсобный садовой участок являются не выкошенными. Уже в конце мая буйная растительность покрывает всё вокруг.
Изысканный домик стоит одиноко. Думаю большинство не заметят очень интересной архитектурной детали абсолютно всех домов. Несмотря на то, что дома покосились от времени, тем не менее все они построены на высоком фундаменте, будь то кирпичные или деревянные, что горит о грунтовых водах в здешних краях.
Заброшенный домик.
Вроде обитаемый домик.


Здесь жители пытаются приукрасить свой домик кустарниками. Судя по состоянию красочного слоя, его не красили не менее 5-7 лет.

Совсем всё плохо у этих хозяев.
Количество заброшенных домиков буквально на одной улице всячески намекает на то, что люди отсюда уезжают. Красивыми видами из окна сыт не будешь.
Закрытые ставни и наличники выглядят лучше, чем сам дом только потому. что их красили.
Кажется нашёл дом-близнец.
Можно было пошутить, что у хозяин любит Украину, но скорей всего у него кончилась краска или просто не хватило времени.
Развалюха.
Вполне уютно, хоть и скромно.
На обратном пути, когда я подошёл к автомобилю, заметил, что куда-то исчез брат. Вдруг услышал его голос. Он сказал, что нашёл неподалёку от ограды ежа. Я сразу поспешил к нему навстречу.
На обратном пути, когда я подошёл к автомобилю, заметил, что куда-то исчез брат. Вдруг услышал его голос. Он сказал, что нашёл неподалёку от ограды ежа. Я сразу поспешил к нему навстречу. Брат взял лист, чтобы не пораниться от колючек. Он нашёл ежа случайно: услышал шорох и фырканье среди листвы.
Я не видел ежа с подросткового возраста и захотел рассмотреть его поближе. Ёжик оказался немого против и постарался свернуться клубком, закрыв себя со всех сторон колючками. Оказалось, что колючки не столь остры и вполне терпимы, если их трогать без нажима. Вскоре носик ежа практически полностью скрылся за колючками и не осталось ни одного существенного открытого участка тела млекопитающего. Поначалу хотели его забрать к себе в деревню, где последнее время ежи – большая редкость, но всё-таки решили оставить колючего приятеля в привычной среде обитания. Ежи не так уж безобидны и не такие ми-ми-м в плане здоровья: они являются переносчиками многих заболеваний и носителями клещей и блох, так что имейте ввиду, когда захотите их забрать к себе домой.
В следующий раз я расскажу про Воронок, где зелень не так активно поглощает постройки человека. Всё-таки Лужки – самоё зелёное брянское село, которое я видел.
***
Ранее в блоге о Стародубском районе:
Стародуб
Елионка 4 года спустя
Елионка
***
Ранее в блоге о Стародубском районе:
Стародуб
Елионка 4 года спустя
Елионка
Ярослав! Здравия и Радости Вам! Благодарю за очерк про село Лужки. Моя бабушка Варвара жила в этом селе, мой дед Павел ушёл на фронт из этого села, к сожалению погиб. Так же моя Мама Елена и её сестра Таня, брат Виктор, брат Степан. Я в детстве несколько раз приезжал к бабушке Варваре в гости. Прочитал очерк, да ещё с фото, захотелось туда съездить, жаль по семейным обстоятельствам не могу. Бабушка Варвара рассказывала, что во время ВОВ село на половину немецкие каратели сожгли, бабушку с детьми спас немецкий солдат, пришёл взял немного поесть и сказал: уходи в лес, ваши партизаны немцев убили, поэтому придут каратели и всех убьют, село сожгут.
ОтветитьУдалитьС уважением Леонид Моисеев
Калининград
РУСЬ