пятница, 20 июня 2014 г.

Наслаждаясь импрессионизмом

 
В предыдущей заметке мы насладились произведениями Моне и ряда других художников, однако надо двигаться дальше. Нас ждут Ренуар, Сислей и Писсарро. Мы по-прежнему гуляем по залам Галереи искусства Западной Европы и США на Волхонке в Москве.

Мысленно переносясь на месяц назад, я вспоминаю эти картины словно вижу их наяву. От одного имени Ренуар вспоминаются бесконечные дамы, с которыми вы тоже наверняка уже знакомы.

По сути художники-импрессионисты заменяют нам фотографии из повседневной жизни обычных парижан. Да, они изрядно используют фильтры, выражаясь языком поколения instagram, нарочито снижая детализацию происходящего действия, но в этом основа основ художественного замысла. Сейчас, когда у нас есть технологии, позволяющие запечатлеть каждый миг, значение подобных картин мне кажется ещё больше, поскольку помимо исторического аспекта, они способны передать идеи. Перед заголовком я поместил картину "Купание в Сене (лягушатник)" 1869 года Пьера Огюста Ренуара. Не самый популярная тема у художников, но только не у импрессионистов. Гораздо важней сюжета цвета и ощущение присутствия света всюду.
 
Здесь мы остановимся в изучении Ренуара и перейдём к другому видному импрессионисту - Альфреду Сислею. "Мороз в Лувесьенне" 1873 года дарит ощущение свежести, которой обычно соответствуют мороз и солнце. Это маленький городок (по нашим меркам посёлок городского типа), находится южнее Сен-Жермен-Ло и западней Парижа. Импреессионисты облюовали парижские пригороды и Лувесьенн не стал исключением. Помимо Сислея, здесь работал Писсарро. Одной этой картины достаточно, чтобы переехать сюда жить.
 
Мне не нравится данная картина Писсаро, но она просто необходима, чтобы показать, насколько художники отличаются своим видением происходящего. 1874 год. Первая выставка импрессионистов. Писсаро ещё использует наработки прежней школы, но принимает на вооружение крупные мазки импрессионистов. Воистину, перед нами яркий пример эволюции. Название вполне символично - "Вспаханная земля". Ещё никто не знает, какие плоды нам подарит новое направление в изобразительном искусстве, но семена готовы к посадке.
 
В следующей картине угадываются черты, присущие раскрепощенным фламандским художникам. Название несколько избыточно и не отражает суть сюжета: "В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт".
 
Ренуар экспериментирует с портретом женщин и дальше. Мадам Шоке стоит у окна против света, а значит у художника, как и фотографа не самые лучшие условия. Условно картину можно поделить на светлый верх и тёмный низ из-за тени.
 
Одна из самых обнажённых женских фигур в мировом искусстве. Перед нами довольно известная в кругах художниках Парижа того времени модель Анна. Прекрасный портрет, передающий женственность в нежных тонах. В том же году картина «Бал в Мулен де ла Галетт», превратит его в столпа импрессионизма
 
Годом позднее появляется другая картина, по настоящему обессмертившая Ренуара. "Портрет актрисы Жанны Самари". Она задумчива, но мила. В её глазах можно утонуть, однако бойтесь кокетки. Розоватый тон и зелёное платье лучше подходят для светлой кожи, при этом не сливаясь с пространством. После такого шедевра, художник постепенно уходит от экспрессионизма и возвращается к сентиментальным классическим портретам.
 
Натюрморт от Ренуара в период увлечения импрессионизма выглядел бы так.
 
Пейзаж Сислея передаёт жизнерадостность весны. "Сад Ошеде. Монжерон". Сад принадлежал одному из фабрикантов, который любил импрессионистов и совершал регулярно у них заказы.
 
Ренуар снова погружает нас в лёгкость будней Парижа начала 80-ых годов XX в. "Девушки в чёрном" совсем не соответствует своему названию.  В ней создатель уходит от привычных цветов (полностью отсутствуют чёрный) под влиянием теории спектральных цветов, поэтому картину сложно причислить к импрессионизму. Это скорей предшественник конца направления.
 
"Опушка в Фонтебло". Осень 1885 года у Сислея выдалась яркой, благодаря пожелтевшим цветам на деревьях.
 
"Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро" кисти Камиля Писсаро. Интересный сюжет. Автор снимал номер в гостинице, который обеспечил ему такой прекрасный вид. Всё находится в динамике. Мокрый снег меняет цветовое восприятие обстановки города. Кибитки неторопливо везут пассажиров, в отличие от спешащих пешеходов, укрывающихся от снега под своими зонтиками.

Продолжение следует...

Иллюстрации взяты с официального сайта Галереи искусства Западной Европы и США.

Комментариев нет:

Отправить комментарий