В молдавском селе Покровка, где проходила наша конференция мы пробыли два дня. Необычное село. В округе почти все села украинские и молдавские, а здесь моноэтническое русское село.
Оно раскинулось среди равнины. В округе нет рек и лесов. Такие факторы имеют принципиальное значение при выборе места жительства во все времена, ибо определяют характер занятости населения.
Постройки и дома скорей напроминают уже молдавские и украинские деревни. Отходят традиции резных окон и наличников. Я не встретил ни одного подобного дома. По дороге в церковь встретили местного мужчину, который спросил: "Откуда мы?". Мы сказали, что из России, Румынии, Латвии. Спросил: "Из каких мест России?". Ответил про Калужскую область и Брянск. Тот сразу оживился. "Знаем, проезжали Брянск-II и Брянск I, торговали там. Работал водителем".
Церковь является не только местом культурной и религиозной жизни села, а одновременно выступает социальной сетью, объединящих прихожан. Пока нет службы, люди обмениваются новостями в личной жизни. Церковь выступает инструментом, показывающий, что я свой. В церкви всегда легко распознать тех, кто регулярно посещает службы или раз от раза, даже среди воцерковленных. Я побывал на утренней службе. Удивило большое количество прихожан. Редко встретишь подобное в российских деревнях в будние дни.
Колодец у церкви. В самой церкви иконы очень сильно закопчены и темны из-за горения свечей. Необходимо провести очистку икон, что требует грамотного реставратора. Иконостаса нет. Вместо него подставки для икон. Я находился в мужской части. Женщины находятся в конце, однако некоторые из них участвуют в службах. Я не стал стоять всю службу полностью, но с удовольствием понаблюдал за крещением младенцев и малых детей. Почти все семейные пары молоды, что говорит о сохранении традиций ранних браков.
Здесь можно встреть таких красивых молодых прихожанок, что большая редкость в наших краях.
Ближе к самой церкви похоронен батюшка. Чуть далее – простые жители. Я погулял по всему кладбищу. Некоторые захоронения уже почти забыты и о них напоминают лишь холмики. Многие захоронения не огорожены. Ограды появляются на тех могилах, какие появились после 1970-ых годов XX в.
По старообрядческой традиции многие старые кресты не имеют табличек с именами, датами жизни и фотографий. Традиция была сломлена в период СССР. Духовные настоятели против, но прихожане не слушаются советов. Ещё одним минусом стала побелка и покраска многих крестов, поскольку почти все они из стали или камня. Сейчас многие отказываются даже от крестов в пользу традиционных памятников.
Трапезная на территории церковного подворья.
Прихожане в ожидании выхода епископа Кишиневского и Всея Молдовы Евмения.
В селе находится школа десятилетнего обучения. В школе проходили секционные заседания конференции.
Официальное название школы на табличке. Напомнило Румынию. Там тоже популярней название гимназия, вместо школы.
Официальное название школы на табличке. Напомнило Румынию. Там тоже популярней название гимназия, вместо школы.
Она располагается в обычном здании.
Напротив входа - колодец.
Отопление печное, наряду с газом. Детей никто не сгонял в классы – они сами приходили. Иногда выходили, с тем, чтобы вернуться позже. Кабинет французского языка, в котором я был, похож на российские классы –
портреты известных деятелей, карты, стенгазеты.
Пообщался с директором
школы. Сказала, что французский язык популярней немецкого и английского
языков в качестве иностранного. По её мнению из-за схожести в
произношении слов. К сожалению, министерством образования навязано обучение детей на молдавском (румынском) языке. На заднем фоне можно заметить колодец.
Памятник советским солдатам. Выглядит немного запущенным. Даже без поправки на осень, тротуарная плитка поросла травой. Впрочем похожее явление я замечал во многих местах, где тротуарной плиткой заменили асфальт в условиях леса или поля.
Поклонный крести и магазин у дороги.
Перед тем, как покинуть село, с нами встретился дедушка, местный житель, который просил передать чернослив всем гостям из России. Где ещё можно встретить столько радушия в людях?
Перед тем, как покинуть село, с нами встретился дедушка, местный житель, который просил передать чернослив всем гостям из России. Где ещё можно встретить столько радушия в людях?
Больше фотографий о селе в моём фотоальбоме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий