среда, 14 октября 2015 г.

Донской монастырь

P1140900 
Постепенно пополняется коллекция московских монастырей, которые я посетил. Этим летом я наконец-то добрался до прославленной святыни  Донского ставропигиального мужского монастыря.

В монастырь я добрался из Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького.
P1140614
В общем, сидел на лавочке у бокового входа, кушал пломбир, купленное напротив в супермаркете "7.12"  и вдруг на карте 2GIS нашёл поблизости известный монастырь, ранее добавленный в избранное. В запасе имел пару часов. Почему бы не совершить пешую прогулку до монастыря, тем более, что в этом районе я прежде не бывал?
P1140616 
Я вышел на Ленинский проспект. Ленинский проспект поражает старой советской архитектурой периода сталинского ампира.
P1140638 
Детали внешней отделки просты, но величественны.
P1140623 
С Лениского проспекта я должен был повернуть на улицу Стасовой, но прежде я восхитился больницей Святителя Алексия – шедевра архитектуры начала XX в. в неорусском стиле. Красота здания скрыта за деревьями, но стоило перейти дорогу и глаз не может оторваться от деталей. Изначально Ленинский проспект назывался Калужской улицей. Любопытно, что Малая Калужская улица, идущая параллельно, сохранила историческое название. Именно здесь появилась больница и богадельня на средства семьи Медведниковых. Землю выделила Дума в 1900 г., а в 1903 г. завершились стройка. Больница была рассчитана на 150 коек, а богадельня на 60 постояльцев.
P1140624
Плитка заросла травой, несмотря на то, что это действующая Центральная клиническая больница святителя Алексия митрополита Московского. Юридический статус – АНО. Вернёмся к архитектуре. За архитектуру отвечал академик Сергей Соловьёв, большой любитель модерна. Кроме больницы и хозяйственных построек были воздвигнуты две церкви: Тихвинской иконы Божией Матери (освящена в 1904 г.) и Козельщанской иконы Божией Матери (освящена в 1904 г.). В настоящее время храм переименован во имя Святителя Алексия Митрополита Московского. Также появилась часовня. Размах поражает. Брянские купцы Могилевцевы тоже построили больницу в стиле модерн, которая служит до сих пор.
P1140629 
Вход в больницу. Интересная архитектурная деталь: фреска Георгий Победоносец поражающий змия над входом. 
P1140632
Со стороны может показаться, что это храм. Так и есть на самом деле. Храм Тихвинской иконы Божией Матери.
P1140635
Под выбитыми окошечками видим повтор изображения Георгия Победоносца.
P1140641
Присмотримся, что под окнами. Очень интересные узоры. Не сильно разбираюсь в их происхождении, а соответствующей литературы не нашёл.
P1140910 
Свернув с Ленинского проспекта на улицу Стасовой я недолго шёл прямо – уже издалека на меня смотрела церковь праведных Захарии и Елисаветы.
P1140646 
Район советская власть испортила индустриализацией, сделав из него промзону. Советские дома немного разбавили современные безвкусные блоки. В целом район выглядит тихим. Снимок сделан с Донской улицы, чтобы показать высоту барочной надвратной церкви.
P1140659 
Ниже купола висит циферблат, что крайне редко встречается в православных церквях. Впрочем, для 1713-1714 гг. считалось нормальным привносить зарубежные элементы в отечественную православную архитектуру.
P1140685 
С обратной стороны также имеет циферблат.
P1140655 
Не особо убедительно выглядит исполнение фразы и она явно здесь лишняя – закрывает окно.
P1140651 
Но издалека колокольня, церковь и врата смотрятся хорошо.
P1140905
Высота крепости чувствуется только при приближению к монастырю. Это ведь когда-то была южная окраина Москвы. Хотя стена уже тогда носила чисто символическое значение, разделяя мирской и братский мир. Стены напоминают кремлёвские, но исследователи настаивают на сходстве с Новодевичьим монастырем.
P1140908 
Башня смотрится грозно, но выглядит словно игрушечная. 
P1140902
Солидные врата. Сейчас открыты настежь, потому что идут реставрационные работы и на территорию въезжает крупногабаритная техника. Обратите внимание на кресты различной формы и цветов.
P1140901
Судя по табличке, ворота установлены не так уж давно в – 1997 году. Как быстро время старит вещи. Здесь же находится монастырская трапезная-магазин и церковная лавка.
P1140667 
Я кручу головой на 360 градусов.
P1140673 
Есть, что посмотреть, да почитать.
P1140672 
Продолжение стены.
P1140668 
Противоположная сторона стены.
P1140671 
Продолжение темы заступничества иконы перед Московской Русью. Тележка, стол и металлорамка стояли без дела.
P1140665 
Просветимся, неразумные. Теперь пора рассказать о появлении монастыря. Его основал царь Фёдором I в 1591-1593, построив Малый собор. Собор, правда, больше похож на церковь. Его воздвигли в память о походной церкви в гуляй-городе, которая была освящена в честь Сергия Радонежского, ибо как гласило поверье, здесь хранилось та самая икона, коей старец благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Изначальное название собора Похвалы Пресвятой Богородицы, совпавшей с днём сечи. В Смутное время монастырь разграбили польские захватчики, а после он не пользовался особой царской милостью, несмотря на крестные ходы. До конца 1670-ых гг. стена вокруг монастыря была бревенчатой. Постепенно к монастырю были приписаны подворья различных монастырей и пустынь, что благоприятно сказалось на достатке монастыря.

Таким монастырем, каким мы знаем его сейчас, мы обязаны царице Екатерине Алексеевне, дочери царя Алексея Михайловича от первого брака и отца Петра I от второго брака. Она выделила средства на постройку нового собора и строительства стены с 12 башнями (1685-1711 гг.).
P1140899 
Ну, кто желает на Валлам в паломническую поездку?
P1140682
Здесь можно прочитать паспорт объекта. В декабре 2015 г. ремонт обещали закончить.
P1140677
Главный собор монастыря в честь Донской иконы Божией Матери. Монастырь? Нет, не слышали. Женщины гуляют как хотят, в чём хотят и просят ручки батюшки. Впрочем, Донской монастырь является достопримечательностью и потому здесь хватает туристов и интуристов. Собор построен в 1698 году. Похож на украинские храмы, но именно такие я люблю. Ах, какие купола! Какая широта пространства. Символ русской души. Вот не надо рассказывать, что все элементы так или иначе где-то позаимствованы. Вы практически всегда отличите китайскую пагоду от корейской и наоборот. Да, перед нами четырехглавый собор, ориентированный по сторонам света. Внутри восьмиярусный иконостас с образами фряжского письма. Нижняя часть расписана мастером Оружейной палаты Карлом Золотарёвым.
P1140896
Вот, что правда, сейчас хранилось под собором. Впрочем, тоже самое можно было увидеть в Новодевичьем монастыре. Для тех кто не понял – саркофаг с черепом и костями. Кого этим удивишь? Часто захоронения производили в самих храмах и церквях. Внутри в 1712 г. освящён Сретенский храм, где захоронили имеритинского царя Арчила II в 1713 г. Оказывается здесь похороненно немало грузин. Внутри собора не был. Шла служба и решил не отвлекать настоящих православных христиан от молитв. Решил прогуляться по территории.
P1140892 
Строительные работы немного убавили красоты местному саду, но уверен, братия быстро устранит беспорядок.  Если не ошибаюсь, то перед нами архимандритские покои середины XVIII в. и церковь Иоанна Златоуста. Церковь Иоанна Златоуста построили в 1889-1891 гг. на средства купцов Первущиных Построена в неовизантийском стиле.
P1140898
Вот так было всё перекопано. Вдалеке, на заднем плане Тихвинская церковь.
P1140894
Меняют водопровод и трубы, обеспечивающие централизованную подачу тепла.
P1140895 
Решил сфотографировать фреску на церкви крупным планом, чтобы лучше разглядеть детали сюжета, так как ближе не пускали – всюду ленточки. Меня даже окрикнули рабочие, сказав, что левей собора тоже не стоит отправляться.
P1140885 
На плане указан кто ответственный за реставрацию из подрядных организаций. Малый собор Донской иконы Богоматери построен в 1591-1598 гг. и являлся первым объектом монастыря.
P1140705 
Собор одноглавый бестолпный, имеет трёхярусный кокошник. В XVII в. таких подобных главных соборных храмов больше не существовало.
P1140745 
Колокольню пристроили в 1679 году.
P1140703 
Вид колокольни с боковой стороны. Росписи В подклёте Малого собора захоронено тело патриарха Тихона в 1925 году. 1780-ых годов были вскрыты в 1948-ом году, когда избавлялись от передок начала XIX в. В 1992 году трапезная выгорела.
P1140747 
Я начал исследовать кладбище повернув направо и стал идти вдоль тропинок. Иногда тропинок не было и шёл просто по земле, как и на всех русских кладбищах.
P1140693
Покои духовенства.
P1140889
Здесь временно хранят надгробные плиты и элементы надгробий. По всей видимости, их сюда перенесли с мест раскопок. Не уверен, что все из них потом вернутся на прежние места и места надгробий могут быть сильно перемещены.
P1140888
Надгробные плиты с черепами и костями мне всегда казались отталкивающими.
P1140845 
Донской монастырь знаменит своим кладбищем. Существует ещё отдельное кладбище, неподалёку, также носящее название Донское, но в моём случае речь пойдёт именно о захоронениях на территории монастыря, то есть в пределах стен. Здесь захоронены многие известные деятели России, что обеспечивает поток посетителей круглый год. Например, могила известного русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911), чьи труды я читал и высоко чту. 
P1140863
Князь Михаил Михайлович Черкасский является потомком знаменитого рода кабардинских князей. Дослужился до звания подполковника. Награжден орденом св. Станислава 3-й степени, прусским орденом Короны 3-й степени.
P1140779 
Могилы Деникиных и Ильиных, а между ними могила Капеля. Все трое перезахоронены, поскольку первые умерли в эмиграции, а тело последнего подверглось тяжелому путешествию: из Нижнеудинка (Иркутская область) в Читу, а оттуда в Харбин, но и там не было покоя.
P1140781 
Владимир Оскарович Капель (1883-1920). Один из видных деятелей белого движения, руководитель Восточного фронта Русской армии.
P1140843 
Могила писателя Александра Исаевича Солженицына. Из его произведений я прочитал лишь «Один день Ивана Денисовича». Про остальное больше слышал, читал отрывками, но его позиция по ряду вопросов во многом совпадает с моей. Может показаться, что я специально пришёл сюда ради нескольких известных могил. Напротив, всё произошло совершенно случайно. Безусловно, в своё время видел репортажи по телевидению о перезахоронении и захоронении указанных выше особ, но из человеческой памяти это всё стерлось. Потом в Москве немало таких монастырей.
P1140847 
На территории монастыря находится несколько некрополей. И после смерти никто не хочет оставаться равным. В этом я лично вижу уход от заповедей Священного Писания.
P1140850 
Никакого коллективизма среди верующих не существует.
P1140856
Элита всегда держится в стороне. Впрочем, вспомним латынь: ничего нового под Луной.
P1140759 
Меня всегда удивлял тот факт, что люди, захороненные на территории православных монастырей позволяли себе и дев из античной мифологии и другие западные элементы культуры, что равносильно идолопоклонству и отступничеству от веры в трактовке священства.
P1140762 
Однако, что позволено Юпитеру,то не позволено быку, как сказал бы Публий Теренций Афр. В любом случае, смотрится прекрасно. Напоминает кладбища Западной Европы.
P1140769
Привет от члена масонской ложи.
P1140715
Интересный пример, как родственники Ушаковой решили указать точное время смерти, хотя большинство ограничивалось лишь датами.
P1140835 
Я не мог пройти мимо горельефов Храма Христа Спасителя, свезённых сюда перед сносом храма. Дело в том, что в советское время монастырь был закрыт, здесь располагался антирелигиозный музей искусств, а затем в 1929 монастырь вовсе закрыли. Архивы монастыря конфисковало государство. В 1934 г. здесь открытил музей архитектуры Академии архитектуры СССР. Сюда в 30-ые годы XX в. свозили остатки от разрушенных церквей и монастырей Москвы, а также надгробные плиты с различных расформированных кладбищ.
P1140825 
Привезли даже фрагменты Сухаревой башни и Триумфальной арки. В 1964 г. музей стал филиалом Музея архитектуры имени Щусева.
P1140839
Органично вписались в стены.
P1140841
Западное влияние в русской национальной культуре. 
P1140772 
Не хочу утомлять долгим повествованием. Пробегусь лишь по фото самых интересных надгробий.
P1140735
Античные девы будут оплакивать усопшего.
P1140732 
Здесь захоронены представители греческой православной церкви. Иногда возникает ощущение, что некого не заботит тяжесть надгробных плит, которые скорей продавливают землю, чем служат опознавательным знаком.
P1140876 
Несмотря на то, что я фотографировал практически каждое надгробие, так и не смог найти захоронения Александра Сумарокова (1717-1777), Петра Чаадаева (1794-1856), Осипа Бове (1784-1834). Первые два навсегда остались в памяти отечественной литературы и театра, а без творений последнего сложно представить облик классической Москвы. Интересный факт:  в 90-ые годы прошлого века на территории монастыря стояли образцы советской военной техники, хотя монастырь передали РПЦ ещё в 1991 г.
P1140802 
Обратите внимание на надгробие у стены. У меня больше ассоциаций с католическими традициями.
P1140813 
Надпись очень сложно разобрать на плите.
P1140868 
Надгробие действительного статского советника, архитектора Николая Козловского. (1791-1878). Он построил и перестроил ряд церквей, колоколен, домов в Москве.
P1140794 
Данный памятник не имеет особой художественной ценности, но указана фамилия Шаховская, а значит стоит его упомянуть.
P1140809 
У Ушаковой необычная плита, с высеченной нишей для креста.
P1140862 
Почётные граждане Москвы Виноградовы.
P1140830 
Не отшлифованный камень с косым крестом.
P1140864 
Академику БССР Кайгородову поставили традиционные плиты, но в необычном исполнении.
P1140865 
Для тех, кто интересуется дополнительными фотографиями монастыря, зайдите в мой альбом на Flickr. Каждому гостю столицы, а тем более москвичу желательно посетить Донской монастырь, независимости от вероисповедания и национальности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий