Пропускаю целый зал в галерее. Мы ровным счётом ничего не теряем. Нас ждёт фовизм - увлекательный вид французской живописи конца начала XX в. Фовизм не мог появиться из ничего - он стал правопреемником постимпрессионизма. Тот же жётский подход к яркости цвета, который невозможно пропустить глазами. Если условно принять импрессионизм за солнце, тогда постипрессионизм является фонарем, а фовизм стало быть прожектором.
Начнём, однако не с живописи. Пропустил ряд работ из керамики и скульптуры (вкусы у всех разные), но не мог не остановиться перед бюстом Виктора Гюго - одного из любимых французских писателей, хотя писал он очень чересчур подробно. Творцом является Огюст Роден. Хотя допускаю, что вместо него могли сделать помощники из мастерской. В нем на редкость передано не только физическое сходство, но и удалось передать характер писателя.
Морис Вламеник повернулся лицом к рабочему классу. На память нам досталась картина "Баржи на Сене". На дворе 1905-1906 гг. В России пылает тем временем первая революция. Художник использует длинные, размашистые мазки-полосы.
Теперь пожалуй начнём. Луи Вальта "Хижина в лесу" 1906 года. Картина бесподобна. Она словно дышит солнцем.

Его же Ферма годом позднее. Пожалуй стоит объяснить значения слова фовизм, учитывая, что сами художники себя не причисляли к этому жанру. Fauve по-французски переводится как дикий, хищник и иногда обозначает рыжеватый цвет, а дикими художников прозвал один из критиков за необычайно яркие краски и нелинейную композицию.

В картине 1909 года "Море в Антеоре", Луи Вальта показал нам море с берега, но не такого, какой мы привыкли обычно видеть: песчаный или скалистый пляж. Перед нами обрыв, поросший кустарником, жадно впитывающим всю силу солнца. Скала показана тёмной и отдаёт тень, потому что мы смотрим против солнца. Обратите внимание на небо и море - они почти сливаются за линий горизонта.
Анри Манген отошёл от пейзажей и преподнёс нам уже ставший каноническим сюжетом для большинства французских художников - "Купальщицу".
Кеес ван Донген сделает акцент в своём творчестве на портреты. Грустная "Испанка" 1911 года вполне актуальна и сейчас.

"Речка" Мориса Вламинка нарисована настолько необычно передаёт объём путём игры, что разум пытается разгадать оптическую иллюзию.

Жан Пюри, напротив, стремится к гармонии в загородной мастерской. Большое окноо для проникновения в помещение как можно большего солнечного света не идёт вразрез с традиционным подходом к обустройству студии. Перед нами скульптуры людей с характерными анатомическими особенностями, облегчающими передание пластики тела на холсте, наборы фруктов и сосуд для натюрморта, одна из законченных картин и видимо девушка, позирующая для наброска.
Поздний Морис Вламинк немного меняет технику. Здесь больше реализма. Картина 1924 года носит драматический и местами угнетающий характер.
В живую картины можно посмотреть в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Снимки репродукций взяты с официального сайта галереи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий